2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и
психологической помощи, бесплатной психолого-педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
- в образовательной организации;
- вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего образования – на дому или в
медицинских организациях, в форме семейного образования.
Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах:
• урочной и внеурочной деятельности;
• с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• сетевой и др.
2.3. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированными общеобразовательными программами.
2.4. Образование обучающихся с ОВЗ организовано совместно с другими обучающимися и ведется с
учетом данных о состоянии здоровья и интеллекта и в соответствии с адаптированными рабочими
программами, учебным планом, разработанным образовательным учреждением с использованием
методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного
процесса детям с ОВЗ, планом внеурочной деятельности, планом коррекционной работы.
2.5. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников,
реализацию их конституционного права на получение бесплатного образования в пределах усвоения
ими адаптированных общеобразовательных программ, соответствующих их психофизическим
возможностям.
2.6. При организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ осуществляется:
- нормализация учебной деятельности;
-активизация познавательной деятельности;
- умственное развитие;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социальная адаптация.
2.7. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента
(помощника)) организации (при наличии ставок в образовательном учреждении), осуществляющей
образовательную деятельность, на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг
ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся,
имеющему статус инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.8. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций
ПМПК.
2.9. Образовательное учреждение, осуществляющее инклюзивное обучение самостоятельно
определяет способ организации образовательного процесса в зависимости от наличия количества
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, материально-финансовыми возможностями
школы, кадровым потенциалом.
2.10. Обучение организуется по учебникам, которые используются в образовательном процессе для
данного класса.
2.11. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в
образовательном учреждении создаются специальные условия для получения образования данной
категории лиц.
2.12. Доступность образовательной среды образовательного учреждения предполагает:
- доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
- свободный доступ материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды активности и учебы,
наличие оборудованного рабочего и читального мест; для преодоления отклонений в развитии детей с
ОВЗ в образовательном учреждении индивидуальные коррекционные занятия не превышают 30
минут.
2.13. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ с задержкой
психического развития.
2.14. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
- бесплатным двухразовым питанием;
- бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой.
2.15. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного
выпускного экзамена в соответствии с приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 №
232/551 и от 04.04.2023 № 233/552.
2.16. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию проходить
государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы).
2.17. Обучающимся с ОВЗ, получившим основное общее образование, успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании (аттестаты об основном
общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может организовано совместно с другими обучающимися
(инклюзивно) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. Класс инклюзивного обучения открываются на основании приказа директора образовательного
учреждения и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных
представителей) о согласии на обучение ребенка в классе инклюзивного образования.
3.3. Количество обучающихся в классе определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ
в классах в зависимости от категории обучающихся и вариантов программы. Комплектование
инклюзивных классов производится с учетом требований Порядка, утвержденного приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 №115, СП 2.4.3648-20, а также на основании рекомендаций ПМПК и
коллегиального заключения ППк МАОУ СОШ №12.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа осуществляется
на основе адаптированной образовательной программы или программы коррекционной работы,
являющейся разделом основной образовательной программы начального и общего образования.
3.5. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют: педагог-психолог,
учитель-предметник, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.
3.6. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных
общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей
(законных представителей) или по направлению ППк в образовательной организации с письменного
согласия родителей (законных представителей).
4. Участники образовательного процесса образовательного учреждения, работающие в режиме
инклюзивного обучения
4.1. Участниками образовательного процесса в образовательном учреждении, работающие в режиме
инклюзивного обучения, являются обучающиеся с нормальным интеллектом и с проблемами в
интеллектуальном развитии, медицинские, педагогические работники образовательного учреждения,
родители обучающихся (законные представители).
4.2. Права и обязанности совместно обучающихся детей с ОВЗ, их родителей (законных
представителей) определяются Уставом образовательного учреждения.
4.3. Образовательный процесс инклюзивного обучения детей осуществляется педагогами,
прошедшими соответствующую переподготовку в области коррекционной педагогики и педагоги,
имеющие педагогическое образование и прошедшие курсы повышения квалификации.
4.4. Специалистам, работающим в классах с инклюзивной формой организации образовательного
процесса, учитывается в показателях оценки эффективности труда работников образовательного
учреждения.
4.5. При исполнении профессиональных обязанностей педагоги классов с инклюзивным обучением
имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса,
дидактический и раздаточный материал, наглядность, в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к содержанию образования для детей с ОВЗ и их нормально развивающимися
сверстниками.
4.6. Основные права и обязанности педагогов, работающих в режиме инклюзивного обучения,
определяются законодательством РФ, Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего
распорядка, квалификационными характеристиками работников образовательного учреждения,
настоящим Положением.